Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
23 июня 2017
170100, г. Тверь, ул. Советская, 23
тел.: (4822) 35-68-20
факс: (4822) 35-68-20
email: dsk@web.region.tver.ru
Информация для муниципальных образований
Дополнительная информация

Вниманию должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, осуществляющих прием документов от граждан, изъявивших желание принять участие в программе «Жилье для российской семьи»!!!



В связи с поступающими вопросами должностных лиц органов местного самоуправления, а также обращениями граждан, свидетельствующих о наличии у них опасений по поводу возможности принятия органами местного самоуправления решений об отказе во включении граждан в списки участников программы «Жилье для российской семьи» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Программа) по мотиву отсутствия у таких граждан регистрации по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования Тверской области и (или) на территории Тверской области, Министерство строительства Тверской области считает необходимым довести до сведения всех заинтересованных лиц нижеследующую правовую позицию.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Нормой части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации установлена государственная гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от места жительства.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту пребывания или жительства или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При таких условиях Порядок формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса и сводного по Тверской области реестра таких граждан в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 12.08.2014 № 397-пп (далее – Порядок), следует рассматривать с учетом содержания и юридического смысла вышеприведенных правовых, в том числе конституционно-правовых, норм.

Вышеуказанный Порядок возможность обращения гражданина в органы местного самоуправления с заявлением о включении в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках реализации Программы, в зависимость от его места его регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания не ставит.

Помимо прочего данный вывод прямо следует из содержания раздела II Порядка.

Так, в соответствии с пунктом 13 раздела II Порядка основаниями для отказа во включении гражданина-заявителя в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках реализации Программы, являются:

- непредставление или представление неполного комплекта документов, указанных в приложении 2 к Порядку;

- представление недостоверных сведений, указанных в заявлении или прилагаемых документах;

-несоответствие гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках Программы;

- принятие решения о включении такого гражданина в список граждан иным органом местного самоуправления.

Данный перечень оснований для отказа во включении в список участников Программы является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Кроме изложенных обстоятельств, обоснованность данного вывода также подтверждается содержанием пункта 33 раздела III Порядка, устанавливающего основания и порядок действий уполномоченного органа исполнительной власти Тверской области в случае выявления факта включения гражданина в два и более списков граждан при ведении сводного реестра граждан, и содержанием Перечня документов представляемых для включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках реализации на территории Тверской области программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (приложение 2 к Порядку), утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 12.08.2014 № 397-пп, в который, в частности, включены документы, которые подлежат предоставлению гражданами в случаях, если такие граждане не зарегистрированы по месту жительства на территории Тверской области. Таким образом, граждане, не зарегистрированные по месту жительства в городе Твери, ином муниципальном образовании Тверской области и (или) в Тверской области вправе обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления любого муниципального образования Тверской области по своему выбору с заявлением о включении в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках реализации Программы.

Отказ во включении гражданина в соответствующий список допускается исключительно по основаниям, предусмотренным пунктом 13 раздела II Порядка, и фактом отсутствия у гражданина регистрации по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании (по месту обращения с заявлением о включении в список) и (или) в Тверской области мотивирован быть не может.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Могут ли участвовать в программе «Жилье для российской семьи» жители закрытых административно-территориальных образований Тверской области? Куда им подавать документы?

Как уже отмечалось ранее, участие в программе могут принимать все без исключения жители Тверской области, независимо от регистрации по месту жительства или места пребывания. Соответственно, жители закрытых административно-территориальных образований, при условии их соответствия одной или нескольким категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи», также могут принять в ней участие.

Постановлением Правительства Тверской области от 12.08.2014 № 397-пп «Об утверждении перечня категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводного по Тверской области реестра таких граждан в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» определено, что прием заявлений и документов от граждан, претендующих на участие в программе, осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании» вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования, действуют в соответствии с законодательством о местном самоуправлении с учетом особенностей, предусмотренных вышеуказанным Законом Российской Федерации.

Поскольку ограничений в реализации жителями закрытых административно-территориальных образований права на жилище федеральным законодательством не установлено, администрации вышеуказанных специфических муниципальных образований вправе и обязаны осуществлять прием документов от граждан, претендующих на участие в программе, а равно осуществлять ведение списков таких граждан с их последующей передачей в Министерство строительства Тверской области для включения сведений о таких гражданах в сводный по Тверской области реестр.

Что будет, если гражданин будет включен в списки участников программы «Жилье для российской семьи» в нескольких муниципальных образованиях?

Гражданин имеет право подать заявление только в один орган местного самоуправления.

Вместе с тем, если описываемая Вами ситуация будет иметь место, она будет выявлена Министерством строительства Тверской области при формировании сводного по Тверской области реестра граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи».

О факте включения гражданина в списки граждан-участников программы от двух и (или) более муниципальных образований Министерство строительства Тверской области уведомит органы местного самоуправления, включившие гражданина в списки участников программы, и самого гражданина, включенного в данные списки. Гражданин, получивший такое уведомление, в месячный срок со дня его получения будет обязан подать заявления об исключении его из списков граждан во все органы местного самоуправления, за исключением одного по его выбору. В случае если по истечении трех месяцев со дня выявления указанного факта Министерство не получит от органов местного самоуправления сведения об исключении гражданина из всех списков граждан, за исключением одного, такое решение принимается Министерством строительства Тверской области самостоятельно.

Если мне необоснованно откажут во включении в список участников программы «Жилье для российской семьи» и это будет подтверждено решением суда, каким по счету я буду в очереди, исходя из даты первичной подачи заявления и документов, или я буду рассматриваться как только что подавший документы?

Этот вопрос находится в компетенции суда.

Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, следующее:

«Место в очереди» в данном случае следует определять по первичной подаче документов. Иное означало бы, что право гражданина, нарушенное необоснованным отказом, восстановлено не в полном объеме.

Нормативными правовыми актами Тверской области очередность не используется в качестве инструмента по управлению списками граждан и, соответственно, сводным реестром граждан, имеющих право приобретения жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи». При таких условиях «место в очереди» не имеет значения для реализации гражданином права на приобретение жилья экономического класса в рамках программы.

Означает ли включение в список граждан в Кесовой Горе, что мне будет можно приобрести жилье в рамках программы в Твери?

Да, означает.

Гражданин-участник программы «Жилье для российской семьи» имеет право на приобретение жилья экономического класса на условиях программы в любом объекте жилищного строительства, строящемся (построенном) в рамках Программы на территории Тверской области.

На сегодняшний день проекты, земельные участки и застройщики отобраны в городе Твери. Соответственно, Вы вправе приобрести жилье в рамках программы «Жилье для российской семьи» в городе Твери. В случае, если по итогам дополнительного отбора победителем будет признан проект, застройщик и земельный участок в другом муниципальном образовании, Вы будете вправе выбрать, где именно Вам приобретать жилье – в Твери или в муниципальном образовании, на территории которого располагается дополнительно отобранный земельный участок.

Для включения в списки участников программы «Жилье для российской семьи» необходимо представить копии документов, согласно утвержденному перечню. Копии документов должны быть заверены у нотариуса?

В постановлении Правительства Тверской области от 12.08.2014 № 397-пп не имеется прямого указания на необходимость нотариального свидетельствования копий документов, предоставляемых гражданами в органы местного самоуправления для решения вопроса о включении их в списки участников программы.

В случае, если гражданин предоставляет копии документов, не засвидетельствованные нотариально, предпочтительным является предъявление оригиналов данных документов для их обозрения и сверки копий с оригиналом должностным лицом, осуществляющим прием документов. Если копии документов нотариально засвидетельствованы, то предъявление оригиналов не требуется.

Я не проживаю на территории Тверской области, должна ли я для участия в программе «Жилье для российской семьи» в Тверской области предоставлять помимо документов, предусмотренных утвержденными перечнями, документы, подтверждающие, что я не включена в списки участников программы и сводный реестр таких участников на территории той области, где зарегистрирована по месту жительства? Будут ли правомерными требования о предоставлении мною таких документов?

Не должны, но можете. Перечень документов, утвержденный для каждой категории граждан постановлением Правительства Тверской области от 12.08.2014 № 397-пп, является исчерпывающим. Требование о предоставлении документов, не предусмотренных перечнем, будет являться неправомерным.

При возникновения у органа местного самоуправления сомнений в наличии оснований для принятия решения о включении гражданина в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи», с учетом содержания пункта 9 раздела II Порядка формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса и сводного по Тверской области реестра таких граждан в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 12.08.2014 № 397-пп, данный орган местного самоуправления истребует соответствующие сведения в органе местного самоуправления на территории муниципального образования, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.

При этом гражданин в целях экономии времени вправе (но не обязан) добровольно представить документ из органа местного самоуправления муниципального образования на территории другого региона Российской Федерации, где он зарегистрирован по месту жительства, о том, что он не включен в списки участников программы на территории соответствующего муниципального образования, а равно документы, подтверждающие отсутствии сведений о нем в сводном по соответствующему субъекту Российской Федерации, где он зарегистрирован по месту жительства, реестре участников программы.

Мы уже приобретали жилье с использованием ипотечного кредита на вторичном рынке. Приобретенное жилье не очень нравится, дом старый. Можно ли нам принять участие в программе «Жилье для российской семьи» и приобрести жилье в новостройке по этой программе?

Да, при условии, что Вы соответствуете одной из категорий граждан, перечень которых утвержден постановлением Правительства Тверской области от 12.08.2014 № 397-пп.

Семья военнослужащего. Раньше получили жилье по другой госпрограмме как для военнослужащих, уволенных в запас и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Можно ли принять участие в программе «Жилье для российской семьи», чтобы улучшить наши жилищные условия?

Да, если Вы соответствуете одной из категорий граждан, перечень которых утвержден постановлением Правительства Тверской области от 12.08.2014 № 397-пп.

Основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404, ограничений для лиц, ранее обеспеченных жильем в рамках иных государственных программ, не установлено. Реализовать право на жилье экономического класса в рамках данной программы можно только один раз и только в отношении одного жилого помещения.

Нельзя ли уточнить по категории «ветераны боевых действий», относятся ли к ним участники боевых действий в Чечне и Южной Осетии?

Граждане, осуществлявшие с декабря 1994 года по декабрь 1996 года выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта; граждане, осуществлявшие с августа 1999 года выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона; а также граждане, выполнявшие с 8 по 22 августа 2008 года задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, относятся к вышеуказанной категории и имеют право на участие в программе.

К этой же категории относятся и граждане – участники боевых действий в Республике Таджикистан: в сентябре – ноябре 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

В составе документов, необходимых для включения в списки участников программы, граждан, относящихся к рассматриваемой категории, необходимо представить копию удостоверения ветерана боевых действий.

Если гражданин включен в список участников программы «Жилье для российской семьи» как сотрудник муниципального учреждения здравоохранения и в период нахождения в списке уволился, влечет ли утрата статуса исключение его из списков участников программы «Жилье для российской семьи»?

Нет, не влечет. Перечень оснований для исключения гражданина из списка участников программы является закрытым.

Гражданин может быть исключен из списка только при наличии следующих оснований:

- после государственной регистрации права собственности на приобретенное им в рамках программы жилье экономического класса;

- по личному заявлению гражданина, в случае, если он не желает принимать участие в программе либо был включен в списки по двум и более муниципальным образованиям и добровольно определился с местом включения его в соответствующий список, в том числе после получения уведомления от Министерства строительства Тверской области о необходимости выбора муниципального образования, в котором гражданин хочет состоять в списке участников;

- по решению Министерства строительства Тверской области, если по истечении 3 месяцев со дня выявления факта включения гражданина в списки участников программы по двум и более муниципальным образованиям Министерство не получит от органов местного самоуправления сведения об исключении гражданина из всех списков граждан, за исключением одного, и гражданином не исполнена обязан подать заявления об исключении его из списков граждан во все органы местного самоуправления, за исключением одного по его выбору;

- смерть гражданина, включенного в список граждан или объявление его судом умершим или безвестно отсутствующим;

- выявление недостоверности представленных гражданином документов и сведений, на основании которых органом местного самоуправления было принято решение о включении гражданина в список.

Исключение гражданина из списка участников программы по иным, помимо вышеуказанных, основаниям не допускается.

Новости для муниципальных образований Тверской области, участвующих в реализации адресной инвестиционной программы Тверской области


В соответствии с федеральным законом от 28.12.2013 №418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций», а также внесением изменений в закон Тверской области от 26.07.2005 №94-30 «О межбюджетных отношениях в Тверской области» с 1 января 2014 года устанавливаются новые правила финансового обеспечения капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности.

Министерство строительства Тверской области обращает внимание муниципальных образований Тверской области, что Постановлением Правительства Тверской области от 13.05.2014 № 239-пп утвержден новый Порядок предоставления субсидий муниципальных образований на инвестиционные программы (проекты) в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области.

Данным порядком утверждена новая форма Соглашения о предоставлении субсидий муниципальным образованием Тверской области.

Для получения субсидий из областного бюджета Тверской области муниципальным образованиям необходимо соблюдать все требования и сроки, определенные данным Порядком и Соглашением.